Образование

[Наука] [Кадры] [Управление]

 

БФУ им. И.Канта ДВФУ ЛЭТИ МИСиС МИФИ МФТИ
НГУ НИУ ВШЭ ННГУ Первый МГМУ им. И.М. Сеченова РУДН СПбПУ
СФУ ТГУ ТПУ ТюмГУ Университет ИТМО УрФУ

БФУ им. И.Канта

Международную аккредитацию успешно прошли 25 образовательных программ, профессионально-общественную — 36 программ.

В 2016 году Международная олимпиада по русскому языку, литературе и культуре, проводимая БФУ им. И. Канта, собрала на финальном этапе в Калининграде 78 иностранных участников из Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Румынии, Бельгии, Сербии, Хорватии, Германии, Чехии, Словакии, Италии, Вьетнама, Анголы, Йемена и Судана.

ДВФУ

Новая образовательная модель подготовки бакалавров, обеспечивающая возможность самостоятельного выбора студентами учебных курсов и дополнительного набора профессиональных компетенций. Единый базовый образовательный модуль для первокурсников нацелен на формирование универсальных компетенций и дает не только общие знания по ряду гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, но и полезные навыки проектного управления, кросс-культурных коммуникаций, командной работы. Основной профессиональный модуль обеспечивает специализацию в основной области знаний, а дополнительный профессиональный модуль – дополнительную квалификацию, которую студент имеет право получить с третьего курса без дополнительной оплаты с получением соответствующего сертификата. Модель предполагает глубокую перестройку всех элементов образовательной деятельности по программам высшего образования: архитектура, управление, технология и независимый контроль качества с системой обратной связи. В 2016 г. более 4 тыс. первокурсников начали обучение по новой образовательной модели.

Повышение общенациональной привлекательности образовательных программ ДВФУ: доля зачисленных из-за пределов Приморского края в 2014 году составила 29%, а в 2016 году превысила 40% (из 63 регионов РФ), при этом более чем на 4 балла увеличился средний балл ЕГЭ у принятых студентов.

Повышение международной привлекательности образовательных программ ДВФУ: с 2014 по 2016 гг. число иностранных студентов университета, большая часть которых привлекается из стран АТР, выросло более чем в 2 раза (с 1355 до 3400 человек). Создана эффективная система обучения иностранных граждан русскому языку в ДВФУ и в зарубежных представительствах университета.

ЛЭТИ

Продвижение образовательных программ на международном рынке с помощью международной общественно-профессиональной аккредитации и открытия англоязычных программ магистратуры: 36 образовательных программ прошли международную аккредитацию, разработаны6англоязычных магистерских программ в области техники и технологий.

Созданы кафедра русского языка в Техническом университете г. Сюйчжоу (КНР) и представительство университета во Вьетнаме (г. Ханой). Доля иностранных студентов и аспирантов в 2016 г.выросла до 15,8%.

Работа с одаренными школьниками и повышение престижа инженерного образования: в 2016 г.ЛЭТИ стал участником федеральногопроекта «Школа –Технопарк» в центре образования «Кудрово».Университет обеспечивает работу 7 профориентированных научно-образовательных лабораторий для школьников средних и старших классов по направлениям робототехника,нанотехнологии и микроэлектроника,интернет вещей, геоинформационные системы и экология, инфокоммуникационные технологии, бионика, инженерное 3D моделирование и прототипирование.

Система адаптации первокурсников к обучению в ЛЭТИ: создан Институт фундаментальной инженерной подготовки, обеспечивающий адаптацию студентов первых курсов с разным уровнем подготовки по базовым дисциплинам к интенсивным и интерактивным формам обучения в университете.

Система отбора талантливых и мотивированных абитуриентов: в 2016 г. по среднему баллу ЕГЭ у принятых студентов ЛЭТИ вошел ТОП-5 российских технических университетов.

МИСиС

Результатом реализации программы профессиональной навигации является рост качества приема. Приемная кампания-2016, средний балл ЕГЭ с 2012 года вырос с 67,4 до 80,8. В ежегодном мониторинге качества приема в российские вузы университет поднялся со 140 места на 21 в общем рейтинге, и с 17 на 4 в списке лучших технических вузов страны. В 2016 году в университете обучаются студенты из всех субъектов РФ и 70 стран мира.

Формирование двуязычной среды — обучение английскому языку по разработанной совместно с Кембриджским университетом программе, а также «русскому языку как иностранному» для студентов дальнего зарубежья и «русскому как неродному» для студентов из стран СНГ. Ежегодно повышается количество успешно сдающих экзамен по IELTS, в 2015 году более трети студентов-бакалавров по окончании обучения сдали международный экзамен IELTS на уровень B2 и выше. Внедрена программа адаптации, более 30-ти землячеств входят в Клуб интернациональной дружбы, созданы Латиноамериканский клуб и Ассоциация африканских студентов.

В 2016 году в сравнении с прошлым годом в НИТУ «МИСиС» количество поданных заявлений в англоязычную магистратуру увеличилось в 4 раза, конкурс составил до 8 человек на место. Доля иностранных студентов в 2012-16 гг. выросла с 10% до 22%.

НИТУ «МИСиС» является активным участником проекта, инициированного Правительством Москвы «Инженерный класс в московской школе». 1 сентября 2015 года были открыты инженерные классы в 8 школах столицы. За год их количество увеличилось до 35 и заявки продолжают поступать.

Выход на рынок глобального онлайн-образования, продвижение бренда университета: университет стал одним из основателей Национальной платформы открытого образования. Запущено 10 курсов, слушателями которых стали около 30 тысяч подписчиков. В апреле 2016 г. НИТУ «МИСиС» стал партнером одной из крупнейших мировых образовательных онлайн-платформ EdX, до конца года будет осуществлен запуск нескольких онлайн-курсов на английском языке на edx.org.

МИФИ

Встраивание в глобальный рынок образования: экспортный пакет образовательных программ по перспективным образовательным направлениям университета: разработано 149 двуязычных программ (русский/английский языки), в том числе программ бакалавриата – 46; специалитета – 19; магистратуры – 58; аспирантуры – 15; краткосрочных программ – 11; доля иностранных учащихся с 2013 года выросла более, чем в 3.3 раза (17%, в 2016 г. обучается более 1250 иностранных граждан из 36 стран мира).

Система экспорта российского высокотехнологичного образования в страны присутствия индустриальных партнеров университета (подготовка специалистов для кадрового сопровождения строительства ядерных объектов ГК «Росатом» за рубежом, программ Росфинмониторинга по международных сотрудничеству в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и др.).

Укрепление лидерских позиций в мировой системе ядерного образования: формирование совместно с МАГАТЭ международной системы сохранения и развития ядерного образования для Восточной Европы и средней Азии — STAR NET, Международного Венского центра по ядерным компетенциям (VINCС), Международного ядерного Университета (WNU) и в Международной академии INMA.

Выход на рынок глобального онлайн-образования, повышение узнаваемости бренда университета: общее количество студентов, зарегистрированных на онлайн-курсах на различных открытых онлайн-платформах более 79 000 человек из 146 стран мира. Виртуальные лаборатории и практикумы для включения современных научных данных в учебный процесс: «Виртуальная лаборатория ядерного деления» (совместно с ОИЯИ, университетами ЮАР/Department of Science and Technology RSA, Варшавским политехническим университетом и Софийским университетом), профессиональный образовательный ресурс для студентов и молодых ученых по ядерной физике и технологиям «Nuclear Science and Technology» (совместно с ОИЯИ и Брукхейвенской национальной лабораторией) и др.

Гармонизация образовательной системы университета с мировыми образовательными практиками, переход на международные стандарты и регламенты реализации образовательных программ, внедрение лучших мировых практик в образовательный процесс вуза: более 75% инженерных программ, реализуемых НИЯУ МИФИ, прошли международную аккредитацию, 70 программ модернизированы в соответствии с международными стандартами инженерного образования CDIO; конструктор образовательных траекторий индивидуального учебного плана студента; система обязательной сертификации квалификаций выпускников в соответствии с требованиями отраслевых профессиональных стандартов.

Интеграция университета в мировое образовательное пространство через развитие программ академического обмена студентами с ведущими университетами и научными центрами: в 2014 — 2016 году боле 500 студентов было направлено для прохождения стажировок. Разработка и внедрение совместных образовательных программ, в том числе программ двойного дипломирования, в рамках крупных международных научных и образовательных проектов: совместно с МАГАТЭ, с университетами стран СНГ по программе «АТОМ-СНГ», (всего 70 программ, в том числе 31 программа двойного дипломирования).

Эффективная система отбора талантливой молодежи на российском и зарубежном рынках абитуриентов: более 50 конкурсных мероприятий ежегодно для студентов и школьников, в том числе 5 олимпиад Всероссийского уровня, входящих в перечень РСОШ, 4 олимпиады из перечня Всероссийской студенческой олимпиады, 3 международных олимпиады школьников, 5 международных студенческих олимпиад: конкурс на профильные направления с 2014 года вырос в 1,5 раза, конкурс среди иностранных студентов вырос в 2 раза, средний балл ЕГЭ вырос с 85 баллов в 2014 г. до 89 баллов в 2016 году, доля зачисленных со 100 баллами ЕГЭ с учетом победителей и призеров олимпиад составляет 29,7% (3 место среди ведущих вузов России); более 100 иностранных студентов являются победителями, призерами или лауреатами международных олимпиад НИЯУ МИФИ. В 2016 г. университет занял 5 место в Российской Федерации по качеству бюджетного набора в целом, при этом стал лидером (1 место) по качеству набора в группах по трем направлениям подготовки: «автоматика и управление», «приборостроение и оптотехника», «ядерная физика и технологии» и вошел в тройку лидеров еще по двум: «физика» и «материалы».

Подготовка одаренных учащихся к поступлению в университет: Предуниверситарий НИЯУ МИФИ (950 учащихся 9-11 классов), Сетевая школа (24000 учащихся из 56 субъектов Российской Федерации), инженерные и «атомные» классы (более 1000 школьников). Предуниверситарий входит в Топ-25 лучших школ г. Москвы, в 200 лучших школ России, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся.

МФТИ

Выход на рынок глобального онлайн-образования: на международной платформе Сoursera: 22 открытых массовых онлайн-курса и 2 специализации на обучение по которым зарегистрировалось 142 тыс. студентов из 132 стран; на международной платформе iTunes University: 21 открытых массовых онлайн-курсов, на обучение по которым зарегистрировалось 14 тыс. студентов; на платформе Открытое образование: 11 открытых массовых онлайн-курсов, на обучение по которым зарегистрировалось 51 тыс. студентов из России и стран СНГ; на портале Лекторий МФТИ: 68 курсов и более 1100 лекций в формате OpenCourseWare, уникальных пользователей – более 320 тыс.

Первая среди ведущих российских вузов онлайн-магистратура по Комбинаторике: на 10 мест конкурс составил более 50 человек на место.

НГУ

Рост численности студентов из стран дальнего зарубежья за счет продвижения англоязычных образовательных программ: в 2015/16 учебном году на 17 англоязычных программах магистратуры, аспирантуры и специалитета обучались иностранные студенты из 16 стран мира (Франции, США, Великобритании, Индии, Китая, Венесуэлы, Бангладеш, Ливана, Ливии и др.), доходы от обучения иностранных студентов на внебюджетной основе выросли в 4 раза за 3 года.

Реализация уникального проекта в области межвузовского межгосударственного сотрудничества по совместной подготовке студентов КНР на базе Китайско-российского института, созданного НГУ и Хэйлунцзянским университетом: более 700 китайских студентов очно проходят обучение на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) по шести направлениям (химия, биология, физика, математика, экономика и юриспруденция).

Организация научных программ академической мобильности для студентов, обучающихся в ведущих зарубежных вузах: в 2016 году более 50 студентов из высших инженерных школ Франции прошли стажировку в научных лабораториях НГУ, созданных совместно с НИИ новосибирского Академгородка.

Выход на глобальный рынок онлайн-образования: предложение широкой аудитории учебных курсов по естественным наукам, в которых НГУ занимает лидирующие позиции среди российских вузов. Обеспечение доступности качественного образования и продвижение бренда университета за счет реализации онлайн-курсов НГУ на международной платформе Coursera и российских площадках «Лекториум», «Образование на русском»: аудитория онлайн-курсов превышает 15,6 тыс. человек из более чем 70 стран мира.

Усилена интеграция образования и науки за счет привлечения к преподаванию ведущих российских ученых и включения научных лабораторий в структуру факультетов и институтов: доля преподающих в НГУ исследователей из академических институтов доведена до 80%.

НИУ ВШЭ

Выход на рынок глобального онлайн-образования – продвижение российского образования и бренда университета среди многомиллионной студенческой аудитории изо всех стран мира: реализация в 2016 году 46 открытых массовых онлайн-курсов на международной платформе Сoursera, на обучение по которым зарегистрировалось 813 тыс. студентов из 195 стран.

Международное продвижение образовательных программ: 47 программ двух дипломов, реализуемых в партнерстве с ведущими университетами Европы, Северной Америки и Азии, на которых обучаются 3800 студентов, 20 англоязычных программ, специализированные краткосрочные программы для иностранных студентов (семестровые и летние научно-образовательные школы), организация международных олимпиад для абитуриентов бакалавриата и магистратуры, международный стандарт подачи заявок от иностранных абитуриентов через онлайн-систему. С 2013 года доля иностранных студентов, обучающихся в университете, увеличена более чем в два раза – до 8%.

Расширение научной и проектной компонент обучения: научно-исследовательские семинары с первого курса, работа студентов в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях ВШЭ, электронная «Ярмарка проектов» – каталог реализуемых проектов с информацией о требованиях и вакансиях для студентов. Научная и проектная работа студентов оценивается в зачетных единицах: в 2015 г. доля кредитов, полученных студентами за выполнение исследовательской и проектной работы составила 18,7% в общем числе кредитов основных образовательных программ.

Индивидуализация обучения – самостоятельный выбор студентами дисциплин вариативной части обучения: блоки вариативных дисциплин в бакалавриате выбираются студентом и согласуются научным руководителем, дисциплины вариативной части в магистратуре выбираются самостоятельно из общеуниверситетского пула. Дополнительные образовательные кредиты (сверх положенных по программе) набираются по усмотрению студентов из общеуниверситетских факультативов. Также засчитываются кредиты, полученные студентами за дисциплины, изученные в других университетах (онлайн-курсы). Все студенты университета обучаются по индивидуальным планам.

Привлечение талантливых абитуриентов и работа со школьниками: Лицей в структуре ВШЭ (10-е место в рейтинге лучших российских школ), 71 профильный класс Лицея в школах-партнерах (модель распределенного лицея), 297 партнерских школ, получающих методическую поддержку и использующих образовательные ресурсы ВШЭ, Интернет-школа, профильные олимпиады во всех регионах России для абитуриентов бакалавриата и магистратуры (47 тыс. участников).ВШЭ стабильно входит в ТОП-5 российских вузов-лидеров по среднему баллу ЕГЭ у принятых студентов и занимает второе место после МГУ им. М.В. Ломоносова по числу принятых победителей Всероссийской олимпиады школьников.

ННГУ

Интернационализация образования: более 1100 иностранных студентов из 90 стран обучались в Университете Лобачевского в 2015 г., среди них – представители 30 университетов, входящих в топ-400 мировых рейтингов. За время участия в Проекте численность иностранных студентов возросла вдвое, были открыты 10 новых образовательных программ с преподаванием на иностранных языках (английском и французском), 22 совместных программы с ведущими университетами мира.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Проект «Медицинский класс в Московской школе» объединяет 73 школы, что обеспечивает качество приема в университет. Проект станет открытым для объединения профильных медицинских классов, работающих при медицинских вузах страны.

Медицинский Сеченовский предуниверсарий — уникальный ресурсный центр в сети профильной медицинской подготовки школьников в формате университетской интеграции, который обеспечивает первый этап формирования зон элитной подготовки современного врача.

Создана Международная школа персонализированной и трансляционной медицины: выступает площадкой для апробации и драйвером развития университета в новой модели медицинского образования на основе лучших мировых практик качественной подготовки врача-специалиста, клинико-образовательную связь обеспечивают Университетские клиники. Разработан типовой пакет регламентирующей документации для организации университетских клиник Москвы: в 2016 г. университетские клиники организованы на базе 10 клинических больниц, проведены дополнительные консультации, идет создание еще 15 университетских клиник.

РУДН

Привлечение талантливых иностранных абитуриентов: 2 Центра русского языка и довузовской подготовки; 5 профильных классов в Колумбии Эквадоре, Китае, Перу; проект «Открытая международная олимпиада РУДН»: в 2016 г. проведено 13 олимпиад в пяти странах по математике, физике, биологии, русскому языку, химии и правоведению.

СПбПУ

Выход на рынок онлайн-образования — продвижение российского образования и бренда университета среди многомиллионной аудитории обучающихся изо всех стран мира: национальная платформа «Открытое образование»: 14 онлайн-курсов, более 50 000 слушателей; платформа «Лекториум»: 7 курсов, более 5000 слушателей; курс «Астрофизика: от звезд до границ Вселенной» на международной платформе Сoursera.

Актуализация маркетинговой стратегии набора студентов на международном рынке: проведен анализ портфеля международных образовательных программ университета и запросов иностранных граждан на поступление в университет; внедрены инструменты он-лайн маркетинга (вэбинары, баннерные кампании, реклама на вэб-порталах), обработано более 2500 он-лайн заявок.

Создана инфраструктура привлечения и приема иностранных студентов: Центр международного маркетинга и рекрутмента иностранных студентов + Admission Office + Welcome Office: на международных образовательных программах в 2015/16 гг. обучилось на 22,2% больше иностранных студентов, чем 2014 г. Иностранный контингент, прошедший обучение по краткосрочным программам за 2015-2016 год, составил 1986 человек, что на 4% больше, чем в 2014 году. Географический охват иностранного контингента составил более 100 стран мира.

СФУ

Элитный сектор инженерного образования – изменение содержания и технологий подготовки инженеров в сетевом взаимодействии с ключевыми работодателями на бакалаврском и магистерском уровнях; присоединение к международной инициативе CDIO; реализация проекта специального инженерного образования с международной академической мобильностью: реализация в 2016 году 2 программ бакалавриата, 5 магистерских программ. Общее число участников – 300 человек.

Развитие сетевого взаимодействия с целью реализации образовательных программ в партнерстве с федеральными университетами, работодателями и ведущими образовательными центрами: реализация в 2016 году 18 образовательных программ магистерского уровня, 141 образовательная программа ДПО.

ТГУ

Переход к индивидуальным траекториям: реализуются 10 междисциплинарных надфакультетских магистерских программ; внедрено 90 кампусных курсов – лекций и семинаров по различным направлениям подготовки, которые могут изучать студенты любых факультетов в дополнение к своим основным образовательным программам; в качестве ведущей образовательной технологии выбрано проблемно- ориентированное обучение (PBL).

Сформирован портфель программ, сочетающий классические формы обучения с технологиями электронного обучения с участием рубежных специалистов; в 2016 году начат набор в дистанционную магистратуру по 6-ти программам.

ТПУ

Региональный центр притяжения и концентрации талантов национального значения.
Создана система привлечения в Томский политех талантливых абитуриентов и студентов. Три последних года средний балл ЕГЭ поступивших в ТПУ является самым высоким среди нестоличных технических вузов. В 2016 г. в университет поступили абитуриенты из 32 регионов России.

Расширение географии и объема экспорта образовательных услуг.
По доле иностранных студентов (24 %) ТПУ вышел на второе место среди вузов страны после профильного РУДН. В Томском политехе обучаются студенты из 41 страны мира.

Формирование портфеля уникальных образовательных программ.
Портфель сетевых междисциплинарных образовательных программ с вузами другого профиля для подготовки уникальных специалистов: магистерская программа «Ядерная медицина» совместно с Сибирским государственным медицинским университетом и Томским национальным медицинским центром РАН; магистерская программа «Строительство сооружений тепловой и атомной энергетики» совместно с Томским государственным архитектурно-строительным университетом.

Переход к университету магистерско-аспирантского типа.
Переход к университету магистерско-аспирантского типа: доля магистрантов, аспирантов и докторантов в общем числе обучающихся увеличилась в 1,4 раза и составляет 33,6 %; третье место в стране по количеству медалей РАН для студентов и молодых ученых; второе место по количеству стипендий Президента и Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов.

ТюмГУ

Каникулярные школы для интеллектуально одарённых школьников 8-11 классов при поддержке Правительства Тюменской области, в том числе физико-математическая «Квадрат Декарта» и гуманитарная «Гуманитариус» учебно-научные школы (январь, март 2016 года): количество слушателей 490 человек.

Продвижение российского образования на новых рынках абитуриентов, преобразование университета в центр притяжения наиболее талантливых школьников из большинства регионов России и стран СНГ, а также удержание в регионе наиболее одаренных выпускников лучших общеобразовательных учреждений: повышение качества принятого контингента студентов очной формы обучения по результатам ЕГЭ — с 67,7 баллов до 74,4 балла (на 6,7 баллов) при одновременном увеличении зачисленных студентов на 768 человек, а также увеличении числа зачисленных победителей и призеров статусных олимпиад.

Инновационные магистерские программы по заказу реального сектора экономики: «Теплофизика в нефтегазовых и строительных технологиях» (совместно с ОАО «ГМС НЕФТЕМАШ»), «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» (партнером выступает «Газпромнефть») и «Геоэкология нефтегазодобывающих регионов» (победитель грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина 2016 года, в партнерстве с Институтом криосферы Земли СО РАН (г. Тюмень), ООО «РН-Уватнефтегаз» (г. Тюмень) и «Растам-экология» (г. Тюмень).

Новое научно-образовательное структурное подразделение – Школа перспективных исследований: образовательный процесс реализуется на принципах свободных искусств и наук (liberal arts), позволяющих сочетать традиционную фундаментальность образования, свойственную классическому университету, с индивидуальностью образовательной траектории студентов; образовательное пространство, глубоко интегрированное в общероссийские и международные академические сети; сочетание исследовательской деятельности на стыке ряда дисциплин с актуальными образовательными форматами.

Университет ИТМО

Рост интеллектуальной капитализации и развитие системы подготовки элитных кадров: уникальная модель развития магистерско-аспирантского университета и увеличение доли магистрантов и аспирантов до 42% в 2015 г. (в 2009 г. – 11%, в 2013 г. – 23%); стратегия привлечения талантов и рост среднего балла ЕГЭ в 2016 г. до 86,7; уникальные компетенции подготовки элитных IT-кадров: Университет ИТМО – единственный в мире шестикратный абсолютный чемпион мира по программированию.

Активная интернационализация образования: почти шестикратный рост доли иностранных обучающихся (2,9% в 2012 г., 17,2% в 2016 г.); формирование англоязычной образовательной среды и реализация 35 совместных образовательных программ (СОП) с зарубежными университетами в 2016 г (в 2013 г. 7 СОП), более 30 краткосрочных международных образовательных модулей на английском языке с участием более 400 студентов.

Выход на рынок глобального онлайн-образования: реализация в 2016 г. 15 программ на национальной платформе «Открытое образование», более 50 000 зарегистрированных студентов; запуск первой образовательной программы на международной платформе edX, более 35 000 зарегистрированных студентов со всего мира.

УрФУ

Проект «Тест-Драйв в Уральском федеральном» для старших школьников из России и стран ближнего зарубежья: в 2016 г. в отборочном туре участвовало 233 человека из стран ближнего зарубежья.

Выход на рынок глобального онлайн-образования – продвижение российского образования и бренда университета среди многомиллионной аудитории обучающихся изо всех стран мира: в 2016 году — 13 курсов на платформе «Открытое образование» и 1 курс на платформе Еdx.org, 50 000 тыс. зарегистрированных студентов из 7 стран мира.

Первая в России Образцовая фабрика бережливого производства в рамках совместного проекта с ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» и компанией МакКинзи: научно-методологический и образовательный центр на базе УрФУ для разработки, апробации и реализации образовательных программ по формированию компетенций повышения эффективности производственных и управленческих процессов, производительности труда в реальных производственных условиях: 26 технологических и сервисных образовательных модулей.