Управление

[Образование][Наука] [Кадры]

 

БФУ им. И.Канта МИСиС МИФИ МФТИ НГУ
НИУ ВШЭ ННГУ СПбПУ СФУ ТГУ
ТПУ Университет ИТМО УрФУ

БФУ им. И.Канта

Проведена реорганизация социально-гуманитарного направления в университете: создан Институт гуманитарных наук путем объединения Высшей школы педагогики, Гуманитарного института и Института социально-гуманитарных технологий и коммуникации; упразднена кафедральная структура.

В вузе проведена оптимизация и автоматизация некоторых процессов в сфере образования, а именно были внедрены и успешно функционируют следующие сервисы:
• Система электронного образовательного контента;
• Система формирования тем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• АИС балльно-рейтинговой оценки успеваемости и качества обучения БФУ им. И. Канта; Портал тестирования БФУ им. И. Канта;
• Прием заявлений в электронной форме;
• АСУ «Система экспортного контроля».

МИСиС

В 2014-15 гг. НИТУ «МИСиС» вошел в рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings. НИТУ «МИСиС» — один из двух российских университетов, показавших за три года только положительную динамику во всех трех международных рейтингах QS. Единственный из российских вузов вошел в 2015 году в рейтинг лучших малых университетов мира по версии THE, заняв в нем 19 место.

МИФИ

Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития МИФИ: на базе Центров превосходства, международных лабораторий и других структурных подразделений созданы пять Институтов, сочетающих образовательную, исследовательскую и инновационную деятельность и обладающих определенной автономией для эффективного принятия решений и ускоренного развития:
— Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ);
— Инженерно-физический институт биомедицины (ИФИБ);
— Институт лазерных и плазменных технологий (ЛаПлаз);
— Институт нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике (ИНТЭЛ);
— Институт интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС).

Развитие общеуниверситетской системы управления: по итогам стратегических сессий Московской школы управления «Сколково» сформированы рабочие группы высокопотенциальных сотрудников, участвующих в разработке инструментов развития основных направлений деятельности университета (образование, научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность, управление университетом: лучшие практики). Представители НИЯУ МИФИ прошли обучение в МШУ «СКОЛКОВО» по программе «Ректорский кадровый резерв».

МФТИ

Продвижение бренда: в 2015 году реализовано более 12 PR-кампаний, количество упоминаний в СМИ выросло почти на 40% (12442 упоминаний в 2014 году и 17258 в 2015)

Трансформация университета: создана «плоская» организационная структура, сокращение ТОП-менеджмента более чем в 2 раза; руководители Школ получают максимально широкие полномочия.

НГУ

Развитие междисциплинарных исследований и образовательных программ за счет объединения 7 факультетов гуманитарного профиля в 3 института с оптимизацией штата административно-управленческого персонала.

НИУ ВШЭ

Децентрализация управления университетом: увеличение академической и финансовой автономии факультетов с одновременным установлением целевых показателей их деятельности в целях более оперативного и эффективного принятия решений. В 2015 г. факультетам переданы 50% средств общеуниверситетских фондов академического развития для поддержки образовательных инициатив и научных исследований.

Развитие академического самоуправления – вовлечение научно-педагогических работников в процессы принятия решений по всем направлениям деятельности: наем преподавателей и научных работников, управление образовательными программами, формирование тематики научных исследований, экспертиза научных результатов, вопросы академической этики, распределение ресурсов, управление средствами фондов академического развития, социальной помощи. На уровне научно-образовательных подразделений работают более 100 коллегиальных органов управления, на общеуниверситетском – более 30.

ННГУ

Проведен ребрендинг университета: международное позиционирование основано на новом бренде «Университет Лобачевского», привлекательном и понятном для мировой аудитории, для продвижения которого создан комплекс рекламно-информационных материалов принципиально нового характера. Новый бренд университета был представлен на первой в России крупнейшей международной образовательной выставке – конференции «QS-WORLDWIDE», прошедшей в Нижнем Новгороде 29-30 сентября 2015 года, соорганизатором которой выступил университет.

Комплексная реорганизация подразделений с целью укрепления и развития перспективных направлений и отказа от неэффективных структур. Созданы:
– Институт международных отношений и мировой истории путем объединения исторического факультета и факультета международных отношений;
– Институт экономики и предпринимательства путем объединения экономического факультета, финансового факультета, факультета управления и предпринимательства и присоединенного к университету Нижегородского коммерческого института;
– Институт биологии и биомедицины путем объединения биологического факультета, НИИ «Живые системы», НИИ «Молекулярной биологии и региональной экологии» и НИИ «Ботанический сад»;
– Институт открытого образования на основе реорганизации управления филиалов университета для решения задач дистанционного обучения, электронного обучения, в том числе задач продвижения университета с помощью открытых онлайн-курсов (MOOCs).

СПбПУ

Переход на управление образовательными программами 1-2 курс бакалавриата (специалитета), 1 курс магистратуры. Внедрение проектного подхода, использование и перезачет онлайн курсов; переход от кафедральной структуры к высшим школам по укрупненному профилю подготовки; в 2015 созданы центры превосходства в науке и образовании Института Передовых производственных технологий (САЕ ЦП ППТ) и Высшей школы прикладной физики и космических технологий (САЕ ВШ ПФиКТ) – лидеров изменений в образовательной деятельности.

СФУ

Модернизация сайта университета с учетом мировых трендов: положительная динамика в рейтингах, основанных на метриках веб-пространства университета.

Внедрены ключевые показатели эффективности деятельности институтов университета.

ТГУ

Профессионализация управления, развитие матричной модели управления в сочетании с элементами shared governance.

Внедрена система вовлечения НПР в принятие управленческих решений: в 2016 году функционируют 50 советов и комиссий по различным направлениям.

ТПУ

Продвижение в мировых рейтингах.
ТПУ за 3 года участия в проекте продвинулся более чем на 200 позиций в QS World University Rankings и вошел в топ-400 лучших университетов мира.

Реализуется масштабная модернизация имущественного комплекса ТПУ.
Введено в эксплуатацию 3 новых объекта – студенческое общежитие на 722 места, научный парк, бассейн. Санированы и реконструированы 8 общежитий университета. Системная работа по развитию имущественного комплекса и масштабная модернизация кампуса позволили ТПУ в апреле 2016 г. занять первое место в номинации «Лучший студенческий городок» Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Университет ИТМО

Кардинальная реорганизация научно-образовательной и административной структуры университета: переход от системы жесткого разделения образовательных и научных подразделений (факультеты, научные центры и лаборатории) к интегральным научно-образовательным структурам, реализующим функции образовательной деятельности, исследований и разработок, инновационно-предпринимательской деятельности (в 2016 г. созданы 3 мегафакультета с целью фокусировки и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях); развитие системы смешанного управления (англ. «Shared Governance») и реализация модели привлечения широких кругов университетской общественности к управлению вузом (в 2016 г. создано 13 комитетов Ученого Совета, на участие в которые получено свыше 400 заявок от сотрудников, обучающихся университета и внешних экспертов; около 24% членов Ученого Совета – обучающиеся Университета ИТМО).

Продвижение университета на российском и мировом уровнях, повышение узнаваемости университета и рост академической репутации, достижение лидирующих позиций в международных рейтингах: университет первым из участников Проекта 5-100 осуществил полный ребрендинг; в 2016 г. единственный из вузов 5-100 вошел в предметный рейтинг THE «Computer Science» (56 место), в общем рейтинге ТНЕ – 351-400 место;
Университет ИТМО получил в 2016 г. почетную медаль ЮНЕСКО «За вклад в развитие нанонауки и нанотехнологий» за создание уникальной среды в вузе: наука-образование-инновации.
Открыты официальные представительства Университета ИТМО в Европе (офисы в Брюсселе, Бельгия, и Ареццо, Италия).

УрФУ

Вовлечение Наблюдательного совета в процессы содержательного рассмотрения и поддержки реализации долгосрочной стратегии развития университет

Реализация 3-х уровневой системы научных центров компетенций:
o ключевые центры превосходства по прорывным направлениям (проектные структуры, объединяющие научный потенциал несколько подразделений);
o научные лаборатории, созданные, как структурные подразделения со штатным расписанием, в рамках которых развивается контингент научных сотрудников;
o научные группы – созданные, как правило, как проектные структуры для развития новых научных проектов в университете).
Система центров превосходства включает систему планирования научных показателей, в том числе направленных на усиление интернационализации научных исследований, и оценку результативности по методике сравнительной оценки с дальнейшим распределением финансирования на основании достигнутых результатов.

В ходе реализации проектов центров компетенций в 2015 году стала устоявшейся практика применения проектных методов управления в научной деятельности в соответствии со стандартами Международной ассоциации управления проектами IPMA. На текущий момент в соответствии со стандартами IPMA реализуется 67 проектов центров превосходства, в которых задействовано 1515 человек. Используемые университетом инструменты проектного управления получили национальное признание — Программа развития УрФУ получила «Золото» всероссийского конкурса «ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ГОДА», проведённого российским представительством International Project Management Association (IPMA).

Создана единая внутрикорпоративная информационная среда (личный кабинет http://my.urfu.ru/ ) , обеспечивающая удаленный доступ к различным информационным сервисам для всех сотрудников и студентов университета.

Вовлечение Союза студентов в реализацию проектов развития университета. По инициативе студентов осуществляется работа в стратегически важных направлениях деятельности: Целевой капитал «К 100-летию университета» (от 4,5 тысячи дарителей собрано более 21 миллиона рублей), сбор средств на поддержку проектов «Первая метеоритная экспедиция УрФУ в Антарктиду», «Торжественная церемония вручения дипломов», «День первый в Уральском федеральном», «RuCTF — международное соревнование антихакеров». Союзом студентов создана Команда продвижения университета, осуществившая более 300 выездов в школы России, Казахстана, Армении и других стран с целью продвижения проектов университета и реализуется программа адаптации иностранных студентов.